Главная » Статьи » Мои статьи

Введение английских глаголов
УДК 811.111(045) ББК 81.43.21р ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кадомцева Светлана Юрьевна учитель английского языка МБОУ «Ромодановская СОШ №1», п. Ромоданово, Россия, kad.svet@mail.ru Аннотация: Статья рассматривает алгоритм знакомства учеников начальной школы с общеупотребительными английскими глаголами. Автор приводит в качестве примеров игровые интерактивные методики закрепления глаголов в пассивном словаре школьников. Статья подчеркивает необходимость коммуникативных упражнений при дальнейшем овладении глаголами для перевода их в активный вокабуляр младших школьников. Автор демонстрирует поэтапный переход от упражнений сопоставительного и подстановочного характера к этапу активного осознанного участия в обучающих ролевых играх. Ключевые слова: английские глаголы, интерактивные методики, лексические тренажеры, драматизация. Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение младших школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует. Общеизвестен факт, что ученики начальной школы лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. При отработке лексического материала с детьми младшего школьного возраста необходимо, в первую очередь, принимать во внимание такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность. Исходя из этого, в процесс работы активно включаются стихи, игры, песни. Разучивая стихи и песни, дети двигаются в такт словам, во время игр они произносят рифмовки, а игровые моменты присутствуют во всех видах деятельности. Рифмовки особенно полезны в самом начале знакомства с английскими глаголами. Не все дети могут запомнить большое количество иноязычных глаголов без опоры на родной язык. В качестве полезных рифмовок можно использовать образцы рифмовок, представленных ниже. Слезы льются через край. Плакать по-английски - cry. Режу сельдерей, шпинат. Резать по-английски - cut. Я нарисовал ведро. Рисовать – иначе - draw. Желудок у меня болит. Я есть хочу. Есть, кушать - eat. Не стоит забывать и о развитии невербальных коммуникативных средств в обучении иностранному языку, что, по мнению Абаниной Т. С., значительно повышает эффективность его изучения, «так как ситуативный характер восприятия окружающего мира обращает внимание, в первую очередь, на мимику, жесты, ритм, движения, при выполнении которых в сознании обучающегося происходит соединение всех звеньев цепи [2]. Для развития невербальных коммуникативных средств в начальной школе можно использовать игру, в которой ведущий изображает действие, а остальные участники игры называют подходящий глагол. При работе с лексическим материалом необходимо помнить и о развитии памяти детей, как краткосрочной, так и долгосрочной. Одним из вариантов игры для развития памяти можно использовать следующий образец. На доске закрепляются картинки, изображающие действия. Детям сообщается, что на доске находится расписание мальчика (девочки, тигренка и т. д.) на следующий день. Дети смотрят на картинки в течение недолгого времени, а затем отворачиваются от доски или закрывают глаза. В это время учитель снимает несколько картинок. Дети открывают глаза и угадывают, что забыл или не смог сделать мальчик / девочка / тигренок в течение дня. Для построения своих ответов дети могут использовать фразу «The boy can’t swim / eat / cook». Музыкальный вид подобной деятельности представлен песнями, помогающими закреплению языкового материала, расширению и закреплению лексических единиц и речевых образцов. Когда слова соединены ритмом и музыкой, они являются более эмоциональными и индивидуально значимыми и лучше запоминаются. Практика показывает, что после разучивания стихотворения, рифмовки, их лексическое содержание включается в активный словарь ученика. В качестве примерных песен с глаголами движения просторы интернета предлагают следующие песенки для младших школьников: I can run (http://www.youtube.com/watch?v=wqg0Dj-t_p0) Hello, nice day (https://www.youtube.com/watch?v=eBF9DxxAfkU) Согласимся со Шманатовой С. В., подчеркивающей необходимость создания естественных условий для общения детей на уроке [6]. Проведение ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток способствуют приближению речевой деятельности школьников к естественным нормам, активизируют ранее изученный материал [5]. Учитель должен стремиться к формированию лексического запаса учеников через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку. Полезным в ходе урока окажется и приготовленный заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздает карточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, «listen». Учащиеся, имеющие карточки с названными буквами должны выйти к доске и стать таким образом, чтобы получилось слово. Предложите одному ребенку вообразить себя медведем и на вопрос What can you do? Ответить I can jump. Другой ребенок, вообразивший себя лягушкой, скажет I can swim. I can hop и т. д. В данной игре новые слова вплетаются в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами. На следующем этапе работы с английскими глаголами рекомендуется в 3 классе познакомить детей с некоторыми английскими профессиями. В таком случае логично впишется в ход очередного урока следующая игра: Ведущий называет профессию, а игрок называет то, что человек этой профессии обычно делает. Например, A pupil- read, write, count, play, sit A cook-cook tasty food A driver- drive a car A doctor – help ill people A policeman – check the order A waiter – bring food to people На первом этапе введения данной игры ведущим может быть учитель, который кидает мяч и называет профессию. При повторном проведении игры ведущими могут быть и сами ученики. Данная игра помогает детям целенаправленно и осознанно собрать цепочку из 3-5 слов, описывая деятельность того или иного человека, что на шаг приближает их к свободному владению целыми предложениями. Огромным подспорьем и поводом мотивационного всплеска, по мнению Абаниной Т. С., может стать включение в учебный процесс игровых тренажеров, построенных по необходимой тематике [1]. Легкое построение игровых тренажеров предлагает интерактивная программа “Hot Potatoes”. Формат программы предусматривает как закрытый готовый вариант ответа, так и открытый вариант, предусмотренный для более одаренных учеников. Игровые тренажеры можно использовать как в самом начале изучения английских глаголов, когда заданием является соотнесение русского слова с его английским эквивалентом, так и при дальнейшей работе с ними, если предложить картинки с изображением проблемы (открытое окно, съеденный хлеб, грязная машина). Задача детей подобрать фразу решения проблемы (close the window, buy bread, wash the car). В качестве игрового тренажера можно предложить и набор, привычных детям, предложений с пропущенными глаголами. Из предложенных в вариантах ответов глаголов ребенку необходимо выбрать подходящий глагол. Например, Boys … in the river. a) play b) swim c) eat d) draw Для следующего шага в употреблении английских глаголов потребуется изучение числительных (до двенадцати) и правило построения простого настоящего времени. Изучив вышеназванные темы, дети смогут приступить к описанию своего рабочего дня или расписания дня близкого им человека / друга. Такие монологические высказывания логичнее выстраивать сначала по картинке опоре, а затем уже использовать безопорный рассказ. Итоговым и, пожалуй, самым знаковым и ярким этапом работы с английскими глаголами является участие детей в ролевых играх [4], в драматизации диалога, сказки, пьесы и т. д. Уже сам прием драматизации, по словам Королевой М. Ю. и Пискуновой С. И., является эффективным фактором в обучении иностранному языку [3]. На этом этапе происходит реализация социального контакта, оттачивается техника общения каждого участника. Кроме того, в процессе драматизации развивается саморегуляция ученика [7], что также способствует иноязычной социализации школьников. Список использованных источников 1. Абанина, Т. С. Повышение роли самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Т. С. Абанина // Евсевьевские чтения. Серия: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г. Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Абанина, Т. С., Маслова, Н. С. Значение невербальных средств коммуникации в изучении иностранного языка / Т. С. Абанина // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар- практикум (2016; Саранск) [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе», 25 ноября 2016 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.), Н. И. Еремкина, О. Е. Тукаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Королева, М. Ю., Пискунова, С. И. Использование приемов драматизации как эффективный фактор в обучении иностранному языку / М. Ю. Королева, С. И. Пискунова // Евсевьевские чтения. Серия: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», 2-3 июня 2016 г. Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4. Харитонов, В. А. Ролевые игры как одна из современных технологий обучения иностранным языкам / В. А. Харитонов // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар- практикум (2014; Саранск) [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе», 25 ноября 2014 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.), Н. И. Еремкина, О. Е. Тукаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 5. Харитонов, В. А., Кильдюшова, Д. А. Использование активных методов обучения на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых факультетов / В. А. Харитонов, Д. А. Кильдюшова // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар- практикум (2015; Саранск) [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе», 25 ноября 2015 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.), Н. И. Еремкина, О. Е. Тукаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 6. Шманатова, С. В. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации новых стандартов обучения / С. В. Шманатова // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар- практикум (2015; Саранск) [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе», 25 ноября 2015 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.), Н. И. Еремкина, О. Е. Тукаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 7. Якушкина, Е. Н., Мезяева, Ю. С. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка в начальной школе / Е. Н. Якушкина, Ю. С. Мезяева // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар- практикум (2015; Саранск) [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе», 25 ноября 2015 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.), Н. И. Еремкина, О. Е. Тукаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Категория: Мои статьи | Добавил: ancadomtseva (08.03.2019)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar