Главная » Статьи » Мои статьи

Методические и психологические особенности изучения английского алфавита

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО АЛФАВИТА

 

АННОТАЦИЯ: Автор приводит алгоритм игровой методики изучения букв английского алфавита. Статья содержит рекомендации для учителей английского языка начальной школы по использованию интерактивных методов работы, направленных на формирование навыков чтения на английском языке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методы обучения чтению на английском языке, игры при изучении английского алфавита, психологические особенности развития младших школьников.

Одна из современных потребностей модернизированного общества выражается в необходимости изучения одного из иностранных языков на достаточно ранней ступени развития ребенка. Тщательная проработка англоязычного материала не представляется возможной без элементов чтения, берущих свое начало в английском алфавите. Алфавитная грамота, недостаточно изученная в свое время, приводит к неспособности прочитать и понять информацию, следовательно, ученик теряет интерес к происходящему на уроке иностранного языка. Важность позитивной установки к иностранному языку подчеркивают в своей работе С. В. Кирвесмиес, Е. Ю. Протасова и Е. Р. Копалина [5, с. 20]. Потеря мотивации в ближайшем будущем выльется в отказе ребенка заниматься домашней работой по иностранному языку, а затем и в пропуски школьных занятий.

Тщательное изучение алфавита необходимо для будущей работы учеников со словарями. Выучив положение английских букв в алфавите, ребенок найдет необходимое слово быстрее. В общении с англоязычными гражданами часто звучит фраза «Spell your surname, please», означающая просьбу произнести то или иное слово по буквам. Тут и пригодится ребенку выученный алфавит. Особенность изучения английского в начальной школе заключается в том, что дети воспринимают его как игру, и обучение не требует от них абсолютно никаких усилий. Методически грамотный учитель при поддержке родителей может помочь ребенку освоить английский алфавит, превратив это серьезное занятие в веселое времяпровождение. Для качественного первого этапа работы с английским алфавитом рекомендуется приобрести яркий плакат с буквами английского алфавита. Чем ярче окажется плакат, тем крепче он будет притягивать и удерживать внимание ребенка. Для самостоятельной работы ребенка над английским алфавитом в домашних условиях неоценимым подспорьем может оказаться «говорящий плакат». При наведении на любую букву этого плаката диктор озвучивает ее. Основным требованием к подобного рода плакатам выступает качественное произношение диктора.

Важным подспорьем может оказаться набор английских букв с магнитным креплением. Такие буквы могут быть оформлены на деревянной, пластиковой или тканевой основе. Плюсом магнитного алфавита является возможность менять буквы местами, а в дальнейшем и строить короткие слова, тем самым сглаживается переход от буквенного восприятия к чтению.

Для повышения уровня комфорта обучения на уроках английского языка используются веселые песенки об алфавите, записанные с использованием 3-D графики с сюжетной основой на любой вкус (гоночные машинки, мультипликационные герои, принцессы и т. д.). Дети начальной школы испытывают моменты радости, исполняя ту или иную песенку вместе с диктором. В то же время зрительный ряд песенки поможет малышу запомнить английские буквы на всю жизнь. В начальной школе при сложностях запоминания букв можно воспользоваться приемами некоторых методик раннего развития детей, а именно – прописать буквы пальчиками по сыпучему материалу (песок, мелкая крупа) на плоской поверхности, на воде. Можно подготовить вырезанные из бархатной или другой фактурной бумаги буквы, предложить их детям в играх, предложить крупные буквы – магниты, буквы на кубиках и картинках. Полезны будут электронные тренажеры и интерактивные игры, с помощью которых отрабатывается произношение букв в играх, песни, лото, пазлы, презентации, трафареты, написание букв по пунктирным линиям. По мнению Л. Е. Бабушкиной и В. И. Сафонова, такая работа с интерактивными учебными материалами способствует более полному погружению учеников в языковую среду [1, с. 450]. Полезно будет попросить учеников заучить алфавит, воспроизвести его от Аа до Zz, так и наоборот. Кроме того, не стоит ставить знание алфавита наизусть как важную цель. Важнее научить ребенка читать слова, состоящие из букв, и не перегружать его.

При помощи родителей можно изготовить полотно большого размера с крупными наклеенными или пришитыми буквами. Сверху все полотно закрепляется какой-либо плотной пленкой, служащей защитой от разрыва букв в процессе эмоциональной игры с алфавитным полотном.

В качестве игр с полотном предлагаются следующие варианты:

1. Ребенок наступает на букву на игровом полотне. Задачей учителя является произнести ее название или звук, который она издает при чтении. Эту игру стоит использовать на начальном этапе обучения звукам. 2. Учитель называет название буквы или звук, а ученик наступает на эту букву. Для облегчения запоминания алфавита рекомендуется изготовление букв игрового полотна в разной цветовой гамме. В дальнейшем многим детям цвет буквы будет являть подсказкой.

3. Ученики закрывают глаза, а учитель закрывает листом бумаги ту или иную букву. Задача учеников – угадать, какая буква спрятана.

4. Учитель называет слово с определенной буквой, ученик должен распознать первую букву слова, найти и стать на нее на игровом полотне.

5. Ребенок сам выбирает букву и становится на нее и вспоминает слова, которые начинаются на нее. Если игра проходит с несколькими детьми, то можно устроить соревнование: кто больше всего слов назовет.

6. Учитель предлагает детям посмотреть на список слов и найти слово, в котором есть та буква, на которой учитель сейчас стоит на полотне. Потом можно обменяться ролями. С несколькими детьми также можно устроить соревнование: кто быстрее всего найдет заданное слово.

7. Учитель становится на букву и называет ее звук правильно и неправильно. Ребенок должен распознать ошибку или подтвердить правильность названия звука. Например, «Yes, you are right» или «No, you are wrong. It’s …»

8. Учитель становится на букву, а ученик должен найти рисунок, на котором изображен предмет, который начинается с этой буквы, и назвать этот предмет на английском языке. С двумя и более детьми также можно устроить соревнование: кто быстрее найдет заданный рисунок.

Огромную помощь в изучении иностранного языка могут оказать родители. Они могут распечатать для детей раскраски с буквами английского алфавита. Во время совместных прогулок можно попросить ребенка назвать буквы в том или ином английском названии магазина. Можно попросить ребенка отыскать ту или иную букву в ярком заголовке или небольшом иноязычном тексте. Н. Ф. Зеленеева отмечает, что не все родители в достаточной степени осознают проблему психологического наказания детей со стороны близких родственников, последствиями которой выступает паническое отношение учеников начальной школы к совершению той или иной ошибки при выполнении самостоятельной работы дома. Она подчеркивает, что педантичный властный контроль над процессом самоподготовки к занятиям приводит лишь к отторжению ребенка от иностранного языка [3, с. 80]. Именно похвала родителей является немаловажным стимулом изучения иностранного языка на начальном этапе.

На следующем этапе обучения рекомендуется рисовать в тетради картинки, а рядом писать обозначение картинок на английском языке. Звучание очевидных для ребенка слов подсказывает ему не только ключ к чтению слов, но и ключ к чтению букв. Ребенок вооружен знанием звучания слова и привычным обликом значков, чтобы самостоятельно «расшифровывать» назначение каждой буквы. Если работа ведется с одним учеником, то хорошо, если учитель пишет и рисует задание прямо на глазах у ученика, когда он наблюдает за процессом, пытается догадаться, что будет дальше, сам говорит английское слово, иллюстрацию к которому вы рисуете. В случае работы с группой учеников такую работу целесообразнее проводить на обычной доске. Тогда все ученики имеют возможность подумать и разгадать вашу загадку раньше, чем вы ее напишите. Это вносит игровой момент в обучение. Учителю следует медленно писать то или иное слово, а затем попросить одного из учеников прочитать это слово. Для него очевидно, как нужно читать это слово, поэтому чтением в полном смысле слова этот процесс назвать нельзя. Зато можно быть уверенным, что после того, как вы потрудитесь над этим словом, ребенок будет знать несколько исходных, опорных букв, а вокруг них, как вокруг первых пазлов, будут нарастать остальные буквы, как картина из мозаики. Ю. А. Зазулина указывает на необходимость учета индивидуального темпа каждого школьника, являющегося изюминкой личного развития каждого ребенка [2, с. 74]. Когда ученики «правильно» произносят звуки и буквы, твердо знают несколько коротких и простых английских слов и привыкли к начертаниям английских букв, наступает момент письменного творчества.

Сначала ребенок несколько раз пишет слово, задача учителя проследить, чтобы он рационально писал элементы, соблюдал дистанцию между буквами, писал их на нужном уровне и делал это аккуратно. Затем учитель и ученики вместе выясняют, что обозначает каждая буква. Учитель закрывает одну из букв, начиная с последней, спрашивает, как теперь читается слово, какого звука не хватает, какая буква нужна, чтобы этот звук появился. После этого учитель просит ребенка назвать все звуки, которые есть в этом слове, и показать на буквы, которые их обозначают. Наконец, ребенок снова пишет слово, называя каждый звук. Когда слов накапливается около пяти или шести, с ними можно придумывать упражнения.

1. Напишите слова и нарисуйте картинки в беспорядке. Ребенок будет узнавать цельный облик слова, соединять картинку со словом и читать слова. Если ребенок справляется с этим заданием легко, усложните упражнение: напишите лишнее слово; попросите ребенка сначала прочитать слово, а уже затем искать к нему картинку; попросите ребенка самостоятельно нарисовать картинки и соединить их со словами.

2. Нарисуйте картинки в столбик, а рядом с ними напишите соответствующие слова по два раза – один раз правильно, а другой раз – пропустив одну из букв или поменяв местами две буквы. Ребенку нужно узнать «правильное» слово.

3. Напишите в неправильном порядке буквы из слов, из каждого слова на отдельной строчке, нарисуйте рядом соответствующие картинки и попросите ребенка узнать слова и написать их правильно. Если ребенок справляется с этим легко, повторите упражнение, не рисуя рядом с набором букв картинки.

4. Напишите или напечатайте слова в строчку и попросите их прочитать.

5. Напишите слова в столбик, пропуская в каждом слове по букве, рядом со словами нарисуйте соответствующую картинку. Ребенку нужно написать недостающую букву. Пусть он делает это вместе с вами. Самое главное, чтобы он не механически вписывал недостающие буквы, а осознавал, какой звук обозначает каждая буква. Сначала спросите его, как должно звучать слово, потом, как это слово звучит сейчас, потом – какого звука не хватает, и только потом – какая нужна буква.

Если у ребенка «не вспоминается» буква, постарайтесь активизировать память ребенка и подвести его к припоминанию буквы, даже если ему придется сделать только самый последний, маленький шаг: используйте «запоминалки» из прошлых занятий; попросите ребенка найти букву в алфавите; напишите на отдельном листе несколько букв и попросите выбрать нужную. Пусть это будут две буквы, одна из которых заведомо «не подходит», но ребенок все-таки приложит какие-то, самые минимальные, усилия, чтобы выбрать «нужную».

6. Сделайте карточки: на одной стороне – картинка, на другой – английское слово. Умение работать с карточками поможет вашему ребенку сформировать минимальный, но прочный словарный запас. Пусть ваши ученики озвучивают карточки с той и с другой стороны. Если все идет хорошо, устройте контрольную – возьмите чистый лист и отмечайте зелеными галочками правильные ответы и красными – неправильные. Дети все это воспринимают всерьез и больше стараются.

7. Попросите ученика выложить слово из букв азбуки. Это гораздо легче, чем писать слова – нужно не воспроизводить, а только узнавать нужные буквы.

8. Детям нравится писать слова на специальной доске для рисования толстыми фломастерами. Ребенок тратит очень много сил и очень быстро устает, когда выводит мелкие буквы тонкой ручкой или карандашом, зато писать толстым фломастером может довольно долго.

Подойдет для этих целей и палочка, которой можно писать на сугробе или на песке, и мелок, которым можно писать на асфальте, что с успехом могут использовать родители в своих прогулках с ребенком.

9. Для тренировки часто не хватает слов – их запас еще слишком маленький. Под диктовку пишите на доске и выкладывайте из букв азбуки слоги. Это обычно не очень увлекает детей, поэтому внесите в этот процесс что-нибудь радующее. Например, пишите слоги одновременно с ребенком – пусть он сам сравнивает то, что написал он, с тем, что написали вы, и отмечает на отдельном листке или в специальном дневнике количество правильно и неправильно написанных слогов.

10. Напишите диктант! Выберите несколько самых простых слов и продиктуйте. Может быть, ребенку будет очень сложно, в этом случае помогите ему подсказками. Лучше, если ученик напишет одно слово сам, чем несколько слов с вашей помощью. У ребенка должно быть ощущение, что он продвигается вперед.

Переломным занятием в процессе обучения чтению обычно бывает специальное занятие, посвященное самостоятельному чтению знакомого ученикам слова. Рекомендуется выбирать простое, короткое и читающееся по правилам слово, которое содержит те буквы, которые вами уже отработаны, то есть которые встречались вам в первых словах.

Это слово должно быть очевидно для учеников, его можно специально выучить среди других таких же слов заранее. Я часто выбираю на эту роль слово «a robot». К этому занятию мои ученики уже знают, как пишутся слова «a dog», «a cat», «a frog», «a box» и знают небольшую песенку со словом «a robot».

Повторите слова с необходимыми буквами, удостоверьтесь, что ни одна буква «не потерялась», не выпала из внимания и памяти ребенка, и только после этого напишите выбранное слово и попросите его прочитать.

Когда малыш читает это слово да еще понимает, что это слово обозначает, его удивлению и радости нет границ. Хорошо, если вы все заранее продумаете так, чтобы этих слов оказалось несколько. Это будет просто виртуозно. Главное в этом занятии – подготовить стопроцентный успех и закончить на успешной ноте. Не стоит теребить ребенка и подсовывать ему новые слова, чтобы не смазать его впечатления. Всему свое время.

Упражнения с новыми словами могут быть такими же, как и с первыми, но теперь у вас есть бесценная возможность отсылать память ребенка не только к «запоминалкам» и к алфавиту, но и к уже изученным и хорошо знакомым словам. Например, когда ребенок пишет слово «a carrot» и забывает, как пишется буква «r», вы можете активизировать его память, напомнив ему о слове «a robot» или спросив, в каком еще слове есть такой же звук. Если ребенок все-таки не вспоминает букву, можно написать слово «a robot» без первой буквы – привычное слово может напомнить ему начертание буквы. Наконец, можно просто показать ему это слово. Другой путь напоминания – просто показать ребенку одно или два слова, в которых есть нужная буква. Он сам вычислит или догадается, какая буква ему «нужна».

По мере адаптации детей к условиям школьного обучения необходимо постепенно добавлять методические приемы, основанные на сознательном подходе в обучении. Согласно Е. Ю. Понизяйкиной, выделяются три вида упражнений при работе с наглядными пособиями на начальном этапе обучения: картинка без языкового материала; картинка с небольшим языковым материалом; небольшой языковой материал без картинки [5, с. 136].

Основная идея этого этапа – научиться припоминать буквы в новых словах, «цепляясь» за старые. Новые буквы на этом этапе поступают лавинообразно, и в ваши задачи должно входить отслеживание того, не превращается ли эта лавина в кашу. Не приступайте к следующей букве, пока ребенок не будет более или менее спокойно воспроизводить при письме слов уже изученные буквы. Устраивайте контрольные диктанты и отслеживайте проблемные знаки. Может быть, нужно вернуться на шаг назад и снова порисовать и пораскрашивать.

Техника подачи новых слов все та же – картинка рядом со словом. Только теперь в задачи ребенка входит прочитать незнакомое слово. Не забудьте озвучить это слово после того, как его прочитает ребенок. Это нужно для того, чтобы слово было не только прочитано, но и услышано. Если ребенку сложно дается чтение новых слов, упростите задание. Напишите несколько новых для ребенка слов и озвучьте их в другом порядке. Попросите ребенка показывать каждое прочитанное вами слово. Не акцентируйте внимание на значении новых слов, ваша задача – подготовить ребенка к самостоятельному чтению. Если ребенок совершенно без труда узнает слова, этот этап не нужен – пусть малыш трудится над чтением.

Завершающим этапом обучения «азам» является чтение и запись первых словосочетаний и предложений.

Этап обучения чтению считается завершенным, если ребенок практически безошибочно читает и пишет знакомые графически простые слова, а также осмысленно, хотя и с ошибками, читает и пишет незнакомые слова. На этой стадии стоит приступить к чтению небольших простеньких текстов, чтобы дети почувствовали, зачем они научились читать.

Список использованных источников

1. Бабушкина, Л. Е. ИКТ как средство формирования социокультурной компетенции студентов педвуза при обучении иностранному языку / Л. Е. Бабушкина, В. И. Сафонов // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» – 2015. – Т. 18. – № 1. – С. 447–463. – URL : http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i1/pdf/8.pdf

2. Зазулина, Ю. А. Психолого-педагогическая работа с одаренными учащимися 3–4 классов по авторской программе «Юный гений» / Ю. А. Зазулина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2014. – № 1. – С. 73–78.

3. Зеленеева, Н. Ф. Страхи и тревоги младшего школьника / Н. Ф. Зеленеева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2014. – № 1. – С. 78–82.

4. Кирвесмиес, С. В. Двуязычное образование на дошкольном уровне / С. В. Кирвесмиес, Е. Ю. Протасова, Е. Р. Копалина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2. – 140 с.

5. Понизяйкина, Е. Ю. Использование флэшкарт на уроках английского языка на начальном этапе обучения [Электронный ресурс] / Е. Ю. Понизяйкина // «Иностранные языки в школе и вузе», Международный семинар-практикум, 4 декабря 2014 г. / редкол.: Л. Е. Бабушкина (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kadomtseva (14.07.2017) | Автор: Кадомцева Светлана
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar