Главная » Статьи » Мои статьи

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В современном информационном пространстве ни у кого не вызывает сомнений вопрос о необходимости изучения иностранного языка. Востребованность коммуникативных умений в иностранных языках на современном этапе развития российского общества требует совершенствования традиционных технологий обучения иностранному языку и разработки новых основанных на последних достижениях психолого-педагогических наук. В новой образовательной ситуации меняются цели и задачи в подготовке специалистов – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход. В системе высшего профессионального образования основной целью обучения иностранным языкам обозначена коммуникативная компетенция. Приобретение студентами коммуникативной компетенции ориентировано на формирование такого уровня владения иностранным языком, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов и дальнейшего самообразования. Условием эффективного обучения иностранному языку в условиях научно-технического и информационного взрыва является сочетание традиционных интенсивных методик обучения с разработкой и использованием в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентированы на личность студента, более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности студентов в процессе обучения. Необходимо создать такие педагогические условия, которые способствовали бы оптимальному использованию резервных возможностей личности и приводили бы к эффективному обучению. Эффективное обучение студентов неязыковых профилей иностранному языку возможно, если преподаватель, организующий курсы обучения, владеет современной технологией преподавания. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что создано общественным прогрессом. Современная педагогика и методика предлагает большое разнообразие интерактивных технологий, которые целесообразно использовать при обучении студентов иностранным языкам. В основе интерактивных технологий лежит взаимодействие преподавателя и студентов, которое проявляется через диалоговое, полилоговое, реализуемое посредством интерактивных упражнений и заданий. Как показала практика, только интерактивные формы обучения могут обеспечить высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию обучаемых, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, желание совершенствоваться. Использование интерактивных методов в период обучения иностранному языку соответствует современной концепции обучения, в основе которой лежит принцип активной деятельности обучаемых. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их сознательно овладевать языковым материалом в процессе коллективной деятельности широкого использования ситуативного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку. Приведем примеры некоторых интерактивных подходов. Ролевая игра – это обучение в действии. Ситуация ролевого общения повышает качество обучения и является стимулом к развитию спонтанной речи. Ролевая игра дает студентам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности за счет разнообразных социальных и межличностных ролей; позволяет предвосхищать свой будущий личный опыт, путем проигрывания ролей людей различных профессий; создает благоприятный психологический климат на занятии. При правильной организации ролевая игра создает атмосферу общения, которая должна вызвать у студентов внутреннюю потребность в выражении мысли на иностранном языке. Одновременно, ролевая игра служит средством закрепления полученных речевых навыков и умений. Задача игры: выработка для исполнителя каждой роли оптимальной стратегии поведения. Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, является наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения. Когда обучаемые принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей и каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие, умения и навыки работы в команде. Во время игры преподаватель может взять на себя роль ведущего или одну из второстепенных ролей, чтобы иметь право вмешиваться в процесс общения, стимулировать пассивных участников к беседе, направить ход игры в нужное русло. Вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку становится все более актуальным. Совершенно очевидно, что использование компьютера и мультимедийных средств для интенсификации процесса обучения помогает не только осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом уровня знаний обучаемых. Для достижения нового качества образования, действительно адекватного современности, преподаватель английского языка не только должен овладеть информационно-компьютерными технологиями, но и осознать, насколько изменяется подход к процессу обучению, когда традиционно руководящая и контролирующая функция постепенно замещаются ориентирующей и систематизирующей. Только при этих условиях может полноценно осуществляться целенаправленная совместная деятельность преподавателя и студентов в информационно-образовательной среде. В последние годы наиболее универсальным техническим средством обучения стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, обеспечивающей мотивацию обучаемого на активную плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты, видеофрагменты позволяют эффективно подать материал, проводить занятие динамично, используя различные стили обучения, развивают творческую активность, увлечение предметом, что, в конечном итоге, обеспечивает эффективность усвоения иностранного языка. Интерактивная доска позволяет осуществить: -активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии; - набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания и его демонстрацию в режиме реального времени; - сохранение результатов в отдельном файле; - одновременную работу с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами; - стимулирование развития мыслительной и творческой активности студентов и работу всей группы при значительной экономии времени. К интерактивным методам, используемым в процессе обучения студентов можно отнести также метод проектов, дискуссии, соревнования, использование Интернет-ресурсов, работу с видеофильмами. Использование интерактивных методов позволяет создать аутентичную виртуальную языковую среду на любом этапе обучения иностранным языкам, включить студентов в реальные ситуации межкультурной коммуникации, приобрести индивидуальный опыт общения с иной культурой, что, в конечном счете, влияет на эффективность формирования иноязычной коммуникативной культуры будущего специалиста. Список использованных источников 1. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 176. 2. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» – М.: Моск. Центр качества образования, 2008. – С. 3-56. 3. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку // М.: Тетра Системс, 2004. – С. 176. 4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пос. для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во «Академия», 2000. – С. 272.
Категория: Мои статьи | Добавил: kadomtseva (18.07.2017) | Автор: Кадомцева Светлана
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar